Armikrog: яблоко от яблони упало очень далеко.

Игра протестирована на PC
1996 год. Даг Теннейпл — человек, придумавший Червяка Джима, — выпускает свою новую игру, The Neverhood, выполненную в технике пластилиновой анимации — редком, но очень характерном виде творчества. Чудная, но забавная и милая история приключений человечка по имени Клеймен (или Глинко в бесподобном переводе пиратской конторы «Дядюшка Рисёч») не всем пришлась по душе, но кто сумел проникнуться — влюбились раз и навсегда. На протяжении многих лет Теннейпл хотел сделать продолжение The Neverhood. И номинально оно все же состоялось — в 1998 году на первой PlayStation вышла игра Skullmonkeys, рассказывавшая о дальнейшем противостоянии Клеймена и злодея Клогга на другой планете. Но это была уже совсем другая история — Skullmonkeys превратилась в аркадный платформер, а его в один ряд с приключенческим квестом не поставишь. Главным же препятствием для создателей было то, что все права на марку The Neverhood принадлежали Electronic Arts, и никакие переговоры с ней ни к чему толковому не привели. А что остается творческому человеку в такой ситуации? Например, взять центральную идею, но поменять героев и место действия — дух классики вроде как на месте, а юридически не подкопаться. Так и возник Armikrog.
Зал славы армикрогских астронавтов
Зал славы армикрогских астронавтов
И поначалу этот квест кажется прекрасным духовным наследником первой пластилиновой игры Теннейпла. Забавная песенка, заставляющая вспомнить даже не безумную The Neverhood Song из оригинала, а скорее заглавную тему из Octodad, кратенько рассказывает про трех братьев-астронавтов, которые отправились на планету Спиро-5 за кристаллами питония, который мог бы спасти их родной мир от печальной участи. Один из братьев пропал, второй погиб — остался только младшенький, Томминавт, чей корабль терпит крушение на поверхности Спиро-5. Спасаясь от оказавшегося поблизости огромного и прожорливого чудовища, Томми и его говорящий пес Клю-Клюв оказываются заперты в крепости Армикрог. Вступление длится всего несколько минут — но это, увы, лучшие минуты всей игры. Кажется, что все вдохновение и весь запал авторов пришлись на этот короткий начальный ролик. Потому что, как только он заканчивается, а управление героями переходит к игроку, все радости стремительно улетучиваются, оставляя после себя лишь жестокое разочарование.
Armikrog с самого начала убивает своим в высшей степени неприветливым отношением к игроку. И я сейчас не имею в виду то, что здесь нельзя подсветить все интерактивные предметы на экране, в любой момент вызвать подсказку или даже совсем пропустить топорный этап, вовсе нет. В The Neverhood всех этих послаблений и упрощений тоже не было, а до всего приходилось доходить исключительно своим умом, обязательно записывая в блокнотик все встреченные подсказки. Да, порой это безумно раздражало, но при этом во всех действиях прослеживалась определенная, пусть и весьма нетривиальная логика, а при взаимодействии с миром никогда не возникало серьезных неудобств.
Мир глазами Клювика
Мир глазами Клювика
Armikrog же кажется совершенно непродуманной, сырой поделкой, а ее вопиющая неотзывчивость вводит в настоящий ступор. Так, в игре нужно часто переключаться между Томми и Клювиком, но догадаться о существовании такой функции можно, лишь случайно ее нащупав — никакой наводки на нее нет. Некоторые кнопки, сколько в них ни тычь, не заработают — и не потому, что вы где-то не включили генератор, а потому, что пробуете нажать их не тем персонажем. Отдельные действия, необходимые для дальнейшего прохождения, неочевидны настолько, что иначе как перебором их выявить невозможно. В той же «Депонии» герой как-нибудь остроумно бы это прокомментировал, тем самым дав вам подсказку, — но только не в Armikrog. И вообще, зачем было нанимать актеров озвучивания, если герои по большей части молчат? В The Neverhood Клеймен вообще за всю игру произносит одно-единственное слово — но его гримасы и повадки делают его несравнимо более живым и привлекательным, чем пытаются казаться Томминавт и его несуразная собачонка.
То же самое касается и мира игры в целом. The Neverhood была игрой очень яркой, красивой и необычной. Каждый уголок маленькой пластилиновой страны был по-своему примечателен — дизайном, атмосферой, загадками и, конечно же, восхитительными в своей простоте и очаровательными в дикости музыкальными композициями Терри С. Тейлора, которые даже спустя полтора десятка лет безошибочно узнаются с первого аккорда. Ничего подобного в Armikrog нет. Крепость, где оказались герои, пуста, скучна и однообразна, а все их похождения сводятся к троекратному повторению строго заданной последовательности действий. Сложили ключ-картинку, дернули рычаг, послушали рассказ каракатицы, вставили деталь в генератор, прокатились на вагонетке — извольте повторить еще раз с минимальными отличиями. Уникальных загадок до обидного мало, хороших загадок — еще меньше, а решения их либо слишком явные, либо, наоборот, оторванные от окружающей действительности.