Gears of War 4 — война, которой нет конца. Рецензия

Игра протестирована на Xbox One
Ощущения от знакомства с Gears of War 4 словно переносят во времени на несколько лет назад — в 2012 год, когда в свет вышла Halo с тем же порядковым номером. Аналогия тут вовсе не случайна. Обстоятельства появления этих двух проектов схожи порой до степени смешения. Новые части знаменитых игровых линеек, пристраивающиеся к, казалось бы, законченным сюжетным линиям через значительный промежуток времени. Смещение фокуса от пафосного драматизма глобального военного конфликта в сторону личных переживаний героев. Новые команды разработчиков с названиями, проистекающими из мифологий соответствующих вселенных, возглавляемые знатоками «своих» игр и прежде отметившиеся удачными ремастерами первых частей вверенных им серий…
Можно находить все новые совпадения, но самое главное и самое приятное, что роднит Gears of War 4 и Halo 4, — обе они, несмотря на изначальный скепсис, удались на славу.
При этом разработчики из The Coalition показали себя даже более уверенными и смелыми, нежели в свое время их коллеги из 343 Industries. Бережно сохранив исправно работающую механику и самобытный дух оригинальной трилогии Gears of War, они аккуратно добавили к ним кое-что от себя. В результате изменения получились не настолько кардинальными, чтобы сколько-нибудь серьезно преобразить сложившийся за десятилетие образ игры, но достаточно заметными, чтобы проявить себя практически во всех ее аспектах. Но давайте обо всем по порядку.
Такие вот семейные ценности у Фениксов
Такие вот семейные ценности у Фениксов
Gears of War 4 не спешит сразу же перематывать стрелки часов на 25 лет вперед, вместо этого, наоборот, предлагая на мгновение обернуться назад. Короткий эпизод, бросающий нас по полям сражений с Саранчой и захватывающий даже Маятниковые войны — братоубийственный конфликт еще до прихода тварей из-под земли, о котором мы много слышали, но ни разу не видели собственными глазами, играет сразу две роли. Это и сильное вступление, настраивающее на нужную волну, и мощный ностальгический удар. Ведь как тут не проникнуться, когда видишь на экране старых знакомых, которых никак иначе больше увидеть не дано?
Но вот наступает новое время. Саранча и Ламбенты уничтожены, человечество постепенно восстанавливается после разрушительной войны… Но покоя Сере никак не видать. Лишившись единого врага, люди вновь скатились к былым дрязгам. Коалиция превратилась в жестокое тоталитарное государство, где власть режима держится на армии боевых роботов — что характерно, изначально созданных в качестве рабочих. Изгнанники, не согласные с генеральной линией партии, вынуждены ютиться в своих деревнях и совершать набеги за ресурсами на укрепленные правительственные поселения. И даже сама планета, словно натерпевшись, обратилась против своих обитателей, снова и снова насылая на них кошмарные бури. Мир, так толком и не оправившийся от прошлой войны, снова застыл на пороховой бочке. И фитиль уже горит.
Главное действующее лицо — Джей-Ди Феникс, сын героев войны Маркуса Феникса и Ани Страуд. И хотя внешностью и темпераментом парень явно пошел в маму, склонность к неприятностям от отца он унаследовал в полной мере. Записавшись в армию, вскоре он вместе с другом Делом Уокером успешно оттуда дезертировал и примкнул к Изгнанникам, где познакомился с очаровательной девушкой по имени Кейт.
Смерть всем человекам!
Смерть всем человекам!
Собственно, всю эту шайку-лейку мы застаем в момент очередного рейда на поселение Коалиции. Именно эта, первая треть игры является, пожалуй, самой спорной и имеет больше всего шансов отвернуть от дальнейшего прохождения человека, искренне любящего оригинальную трилогию. При неизменности механики перестрелки с толпами несуразных роботов на улочках стерильно пустого и практически безликого города выбиваются из той картины, которую мы привыкли видеть. В какой-то момент даже начинает казаться, что играешь не в продолжение Gears of War, а в некое подобие Binary Domain, только более размеренное. И это вызывает легкое недоумение.
Но если перетерпеть эту часть, Gears of War 4 раскрывается на полную катушку. На сцену выходит новая угроза — Рой. Роботы при этом никуда не исчезают, но в общем хаосе смотрятся уже более органично. Несложный сценарий постепенно развивается: не отвечает напрямую на возникающие вопросы, но грамотно поднимает не раскрытые в прошлом темы и подготавливает почву для дальнейшего хода истории. Герои оказываются в новом окружении, время от времени возникают интересные ситуации. Но самый большой трепет вызывают сцены воссоединения со старыми знакомыми. Каждая из них потрясающе обставлена и по уровню эмоционального отклика сопоставима с «Чуи, мы дома» из седьмого эпизода «Звездных войн».
Борода Маркусу чертовски к лицу
Борода Маркусу чертовски к лицу
Несколько неровные впечатления от сюжетной линии выравнивают те самые приятные мелочи и нововведения разработчиков, о которых мы упоминали выше. Так, новым героям, пусть и проработаны они весьма поверхностно, харизмы не занимать. Перебранки и взаимные подколы Джей-Ди и Дела нет-нет да и заставляют улыбнуться. Кейт мила и очаровательна сама по себе. Из эпизодических персонажей в первую очередь запоминается разудалый дед-Изгнанник с острым языком, густой бородой и привычкой не ходить «на дело» трезвым. Вообще, по сравнению с предыдущими частями, где компания хмурых матерых вояк каждым своим словом источала суровую мужскую брутальность, эта игра стала чуть легче и задорнее, нисколько не потеряв при этом в качестве жесткого атмосферного боевика.
В механике сражений можно выделить три основных момента, которые вносят приятное разнообразие в процесс истребления недругов. Первое и едва ли не самое главное — разработчики наконец предоставили игрокам выход из достаточно неприятной ситуации, когда герой и противник оказываются по разные стороны одного и того же укрытия. В таких случаях Джей-Ди может исполнить один из двух добивающих ударов — либо перетащить врага к себе и зарезать его ножом, либо перескочить через преграду и уже там разобраться с супостатом. Конечно, поначалу трудно побороть в себе выработавшийся за четыре игры инстинкт высунуться с дробовиком и подставиться под вражеский огонь, но стоит только приноровиться к этой новой способности — и вот вы уже гадаете, как вообще раньше без этого жили.
Несмотря на то, что Gears of War 4 остается по большей части позиционным шутером, отсиживаться весь бой за одной стеночкой, лениво постреливая в мельтешащих вдали вражин, вряд ли получится. Противники превосходят числом, ведут себя агрессивно, обожают прицельно метать гранаты, а некоторые тяжеловесы, если подберутся достаточно близко, запросто могут выкурить вас из любого укрытия. А если учесть традиционно очень «живые» ощущения от стрельбы и распиливания вражьих тушек подствольной бензопилой, каждая схватка получается яркой, напористой и ожесточенной. В этом Gears of War верна себе.
Не трехочковый, но и так сойдет
Не трехочковый, но и так сойдет
Наконец, серьезное влияние на бои оказывают бури. Все их появления строго фиксированы, но каждая сцена с ураганом не только превращается в визуальную феерию, но и открывает новые способы уничтожения врагов. Сильнейший ветер может поднять в воздух что угодно — а ведь можно ему в этом слегка помочь. Например, если расстрелять подпорки груды железных балок, они сметут всех, кто имел неосторожность оказаться у них на пути. А поскольку таких возможностей обычно несколько, удается вволю поизмываться над врагами и значительно облегчить себе жизнь. И надо ли говорить, что это не только эффективно работает, но и выглядит эффектно? Впрочем, в Gears of War эффектно все. Не всегда адекватно, но ярко — как в хороших голливудских боевиках.
Четвертая номерная часть действительно получилась самой «голливудской» из всей серии. Гонки на мотоциклах против огромного бомбардировщика, скоростной подъем из шахты на тросах, побоища в кабине гигантских мехов — порой игра включает такой драйв и молодецкий задор, которого старая гвардия в своих приключениях и не припомнит. Не всем это придется по душе, но надо признать, что такой подход обновленной Gears of War очень идет. Разработчики привносят в игру новые ощущения, но отлично чувствуют меру и не превращают ее в разнузданный аттракцион.
Единственное, за что хочется авторов слегка пожурить, так это за неизобретательность в плане врагов. Что роботы Коалиции, что Рой — оба, по большому счету, та же Саранча, только в профиль. Даже типажи противников идентичные: мелкая прыткая малышня, солдаты с винтовками, снайперы, громилы с тяжелым оружием. Специфические виды врагов вроде прыгуна, стреляющего шипами из хвоста, или летающего дрона с защитным полем картины особо не меняют. Впрочем, назвать это по-настоящему серьезным недостатком язык не поворачивается. Gears of War 4 и без этого получилась именно такой, какой ее хотелось видеть: качественной, увлекательной, просто классной. The Coalition доказала, что серия в надежных руках. И после этого искренне веришь, что дальше будет еще лучше.